Опрос

Как вы оценивание качество наших услуг?:
Главная

РЕМОНТ ЛЕСТНИЦ

Для того, чтобы сделать качественный ремонт лестницы (отдельных ее частей, фрагментов) необходимо иметь типо­вой шаблон, чтобы избежать потерь времени на разметку ступеней, которые придется менять. Шаблон (рис. 129, 130) изготавливается из фанеры 1 прямоугольной формы. На од­ной стороне прямого угла наносится высота подступенка 2, а на другой стороне — ширина проступи J. Соединив эти точки, получим опорную линию 4. Затем на расстоянии 50 мм от опорной линии проводим вторую линию 5. Она будет параллельна опорной и соответствовать кромке тети­вы ремонтируемой лестницы. Затем к фанере с обеих сторон

РЕМОНТ ЛЕСТНИЦ

РЕМОНТ ЛЕСТНИЦ

 

прибиваются две рейки 6. Края этих реек должна совпадатьС линией 5, обозначающей кромку тетивы. После всего этого фанера обрезается и шаблон приобретает свою закончен­ную форму. Разметка будет осуществляться перемещением шаблона вдоль кромки тетивы.

Прежде чем приступить к ремонгу лестницы следует вы­яснить причину, приведшую к неисправности лестницы.

Очень часто бывает, что причина заложена не в лестнице, а в конструкциях элементов здания.

К примеру, просевший деревянный пол, на котором установлена лестница приводит к се прогибанию или рас­шатыванию элементов лестницы. В таких случаях следует пре­жде всего отремонтировать пол или междуэтажное пере­крытие, а после этого, если неисправность лестницы не исчезнет вместе с причиной, можно приступить к ремонту лестницы. При этом решение о методах ремонта междуэтаж­ного перекрытия или пола следует принимать исходя из их конструктивных особенностей.

Бывают случаи, когда лестничный марш был плохо изго­товлен или повреждения настолько серьезны, что ремонт такого марша может стать большой проблемой. В таких си­туациях лучше полностью заменить лестничный марш, чем его ремонтировать.

Однако на практике такие проблемы встречаются очень редко. Чаще всего встречаются поломки, которые легко устранить — скрип ступеней, сломанные детали лестницы, расшатавшаяся балясина или изношенная проступь.

Для того, чтобы принять решение об устранении выяв­ленной неисправности необходимо изучить конструктивное исполнение данной лестницы и способы сопряжения ее де­талей между собой.

Очень распространенной «болезнью» старых лестниц яв­ляется скрип. Причиной скрипа является трение одних де­ревянных деталей лестницы о другие. Чаще всего трение сви­детельствует о том, что какая-то часть проступи неплотно прилегает к косоуру или подступенку. Это возникает при ко­роблении или усыхании деревянных деталей. Если проступь прогибается при нажатии на нее ногой, а после снятия на­пряжения нагрузки становится на место то в эти моменты происходит трение деревянных поверхностей, которые вы­зывают скрип лестницы.

Обнаружить деформации проступей можно при помогци линейки, измеряя ее в нагруженном и свободном состоя­нии. Лучше всего эту работу выполнять вдвоем: один чело­век медленно проходит по лестнице, а второй выполняет замеры или проводит визуальное наблюдение и делает от­метки.

Существует несколько способов устранения скрипов. Ес­ли ступень прижать к подступенку гвоздями, деформации прекратятся и скрип исчезнет (рис. 131). Можно ступень под­клинить тонким клинышком. Первый вариант можно при­менять при незначительных колебаниях проступи (если про-

РЕМОНТ ЛЕСТНИЦ

 

гиб небольшой). Во всех других случаях лучше устанавливать клин (рис. 132, 133, 134).

Такой ремонт выполняют в тех случаях, когда лестница подшита снизу. Если же лестница снизу открыта, то ремонт лучше выполнять установкой в переднем углу (снизу), обра­зованным нижней плоскостью проступи и задней плоско­стью подступенка, деревянных реечек. Рейки ставят на клею и дополнительно крепят гвоздями или шурупами. Если в этом месте уже установлены рейки, их следует демонтиро­вать и заменить.

РЕМОНТ ЛЕСТНИЦ

Обломы и сколы на ступенях ремонтируют деревянными вставками. Для этого поврежденное место вырубают при по­мощи стамески или другими инструментами и на клею уста­навливают деревянную вставку (рис. 135). Такой ремонт требует тщательной подгонки вставки и правильного се под­бора. Отремонтированное место шпатлюют шпатлевкой, из­готовленной на основе натуральной или синтетической смо-

РЕМОНТ ЛЕСТНИЦ

 

лы, тщательно зачищается и подкрашивается под общий тон лестницы. Трещины или выпавшие сучки так же устраняют вклеиванием однородной древесины. Так, при выпадании сучка, это место высверливается и в образовавшееся отвер­стие вставляется на клею деревянная пробка, изготовленная на токарном станке или выпиленная при помощи электриче­ского лобзика. Трещины перед вставкой следует тщательно прочистить ножом, мелкие трещины шпатлюют.

Треснувшие или поломанные балясины не только портят внешний вид лестницы но и снижают ее прочность. Такие балясины следует заменить. Для этого необходимо вначале изготовить или приобрести балясину необходимой формы и размера. Для удаления сломанной балясины ее прежде всего следует разрезать ка две части, а затем удаляют верхнюю и нижнюю части балясины. Для этого их надо резко повернуть вокруг вертикальной оси для того, чтобы разрушить клеевое соединение. Лучше всего это делать при помощи трубного ключа, как показано на рис, 136. Если клеевое соединение разрушить невозможно, балясину спиливают заподлицо с

РЕМОНТ ЛЕСТНИЦ

 

проступью. При этом необходимо защитить поверхность про­ступи от повреждения зубьями ножовки листом фанеры или картона. Дрелью засверливают в проступи отверстие для ус­тановки шканта, аналогичное отверстие выполняют в по­ручне и в нижней и верхней частях балясины.

Вставив верхний конец балясины в поручень заводят нижний шкант в отверстие проступи, предварительно под­няв поручень. Если балясины сопряжены с проступями ши­повыми соединениями, закрытыми боковыми накладными валиками, то для их замены следует предварительно снять боковой валик, заменить балясину и установить боковой ва­лик на место.

Если возникла необходимость замены проступи (лестни­цы на косоурах), прежде всего снимают закрепленные на проступи балясины, а затем снимают проступь. Часто для снятия проступи ее приходится распиливать на несколько частей и удалять отдельные части при помощи долота.


Подпись:


РЕМОНТ ЛЕСТНИЦ

Установку новой проступи следует выполнять с учетом ранее выполняемых сопряжений проступи с подступенком и косоуром. Проступи в лестницах с тетивами вставляют в пазы тетив со стороны передней или задней части, в зави­симости от того, как изготавливалась лестница.

Если при ремонте или замене восстановить желаемый внешний вид ступеней не удается, их закрывают ковровыми покрытиями или другими отделочными материалами.

В последнее время широкое распространение получили лестницы без перил. Они имеют другое конструктивное ре­шение крепления проступай. На рис. 137 представлен вари­ант крепления при помощи болтов и гаек. В данном случае достаточно просто подтянуть гайку 5.

Если проступь имеет повреждение небольшой ширины, то ее ремонт осуществляется так, как показано на рис. 138.


Подпись:


Если невозможно укрепить проступь снизу, это можно сде­лать и высверливанием сверху отверстия на всю толщину про­ступи. Для того, чтобы головка шурупа вошла в потай на глу­бину 5—7 мм в проступь, на эту глубину высверливается уг­лубление, диаметр которого должен быть немного большим диаметра головки шурупа. Готовится деревянная пробка J. По­сле того, как шуруп будет ввинчен в подступенок 1 и войдет в потай 49 деревянная пробка запрессовывается на клею и место запрессовки пробки зачищается мелкой наждачной бу­магой. Место соединения будет вообше незаметным.